Тормозные системы – это системы, служащие для снижения скорости и полной остановки автомобиля (рабочая тормозная система), а также для удержания на месте неподвижно стоящего автомобиля (стояночная тормозная система). Тормозная система играет особую роль в обеспечении безопасности автомобиля. Поэтому почти любой автомобиль оборудован тремя действующими, независимыми друг от друга тормозными системами:
– рабочей, для регулирования скорости и остановки автомобиля, приводится в действие нажатием педали тормоза;
– стояночной, для удержания автомобиля на месте без движения, приводится в действие ручным тормозом;
– запасной, для остановки автомобиля в случае выхода из строя рабочей тормозной системой.
В большинстве современных автомобилей тормозная система состоит из главного тормозного цилиндра, вакуумного усилителя, дисковых тормозов для передних колес и барабанных тормозов для задних колес. На автомобилях с мощными двигателями дисковые тормоза могут устанавливаться и на задние колеса.
Одной из функций тормозных систем является обеспечение равномерного распределения тормозных сил между колесами одного моста.
Существующие тормозные механизмы различаются:
а) по расположению: транмиссионные и колесные;
б) по форме деталей вращения: барабанные и дисковые;
в) по форме поверхности трения: колодочные и ленточные.
Диагностика тормозных систем автомобиля предусматривает выполнение ряда диагностических работ:
– по оценке технического состояния тормозной системы, которое определяют следующие параметры: величина тормозного пути, замедление, время срабатывания;
– определение причин снижения эффективности торможения, которые выражаются в неисправности некоторых элементов и агрегатов тормозной системы в целом.
Для оценки технического состояния и эффективности тормозных систем автомобилей в основном используют роликовые (барабанные) стенды и платформенные (площадочные) стенды.
Причем более популярны те роликовые стенды, на которых применяется силовой метод диагностирования. С помощью этого метода определяются тормозные силы каждого колеса при усилии, задаваемом нажатием на педаль тормоза. А также измеряется время срабатывания тормозного привода. Эти измерения позволяют оценить состояние тормозных барабанов и прокладок.
Самым достоверным является инерционный метод диагностирования тормозной системы на специальных роликовых стендах, на которых измеряется тормозной путь по каждому колесу. На роликовых стендах измеряются также время срабатывания тормозного привода и замедление максимальное и по каждому колесу в отдельности.
К основным неисправностям тормозной системы относятся:
– недостаточная эффективность торможения;
– заклинивание поршней в колесных цилиндрах;
– износ накладок тормозных колодок;
– перегрев тормозных механизмов;
– потеря герметичности одного из контуров, в этом случае получается провал педали тормоза;
– применение колодок с несоответствующими накладками;
– неправильная регулировка привода регулятора давления;
и другие.
При возникновении неисправностей в тормозной системе автомобили поступают в автосервис на текущий ремонт.
При текущем ремонте проводятся следующие работы:
- – проверка элементов тормозной системы;
- – замена тормозных шлангов;
- – проверка тормозного цилиндра;
- – замена тормозной жидкости;
- – прокачка тормозной системы;
- – проверка и регулировка свободного хода педали тормоза;
- – проверка регулятора давления;
- – проверка вакуумного усилителя тормозов;
- – проверка и регулировка стояночного тормоза;
- – техническое обслуживание антиблокировочной системы тормозов (АБС).